kudesnica27 (kudesnica27) wrote,
kudesnica27
kudesnica27

Categories:

Из К.Г.Юнга. Часть 1.

Дочитала я книгу Карла Густава Юнга, в которой две работы – «О психологии бессознательного» и «Отношения между Я и бессознательным». О таких книгах, наверное, не говорят: «понравилось». Ты просто либо воспринимаешь написанное, как своё, как то, к чему ты долго шёл, размышляя, либо полностью не признаешь. Со мной случилось первое. К чтению книги я была готова, и Юнг подтвердил, выразил словесно и дополнил те наблюдения и выводы, к которым я пришла в своей жизни. Я не стану ничего писать своими словами, приведу здесь лишь выдержки из данных трудов, за которые сильно зацепился мой взгляд, и которые я хотела бы оставить в блоге: лучше автора ведь не скажешь. Но, если вам интересно будет это прочитать, необходимо иметь в виду, что это лишь цитаты, вырванные из очень плотного по смыслам контекста, и моё стремление к краткости в данном случае может повредить смыслу. Так что, если вдруг и вас «зацепит», то, конечно же, лучше прочитать полностью, чтобы не понять превратно.
Таких цитат набралось, по меньшей мере, поста на три, поэтому буду грузить постепенно, произвольно разделив по темам.

«Вторая, послеполуденная, половина человеческой жизни столь же богата смыслом, как и первая половина; только ее смысл и замысел совсем иные. Человек имеет двоякого рода цели; первая цель – природная, порождение потомства и все дела, связанные с заботой о нем, к которым относятся также добыча денег и социальное положение. Если эта цель исчерпана, то начинается другая фаза: культурная цель. В достижении первой цели помогает природа и, кроме того, воспитание; немногое или даже совсем ничто не помогает нам в достижении последней цели. Часто господствует даже ложное тщеславие, требующее, чтобы старец был подобен юноше или чтобы он по крайней мере действовал подобным образом, хотя внутренне он уже и не может верить в это. Поэтому для столь многих людей переход от природной к культурной фазе оказывается бесконечно тяжелым и горьким […] Однако проблемы, встающие в этом возрасте, уже нельзя решить с помощью старых рецептов, стрелку этих часов нельзя перевести назад. То, что молодежь находила и должна была находить снаружи, человек послеполуденного периода должен найти внутри. […] Переход от утра к послеполуденному периоду есть переоценка прежних ценностей. Человек оказывается перед необходимостью понять ценность того, что составляло противоположность его прежних идеалов, убедиться в ошибочности прежних убеждений, признать не-истину, содержащуюся в прежней истине, и почувствовать, сколько сопротивления и даже враждебности заключало в себе то, что прежде мы считали любовью. Многие […] пытаются продолжать жизнь в противоположности к их прежнему «Я». Смена профессий, разводы, религиозные обращения, разные виды отступничества являются симптомами этого радикального перемахивания в противоположность. Отрицательный момент радикального перехода в противоположность заключается в том, что прежняя жизнь вытесняется и тем самым порождается столь же несбалансированное состояние, каким было и то прежнее состояние, когда противоположности осознанных добродетелей и ценностей были еще подавленными и бессознательными. […]Кто так поступает, тот вместе со своими ценностями выбрасывает за борт и самого себя, как это уже сказал Ницше.
Но дело не в переходе в противоположность, а в сохранении прежних ценностей вместе с признанием их противоположности. Это означает конфликт и разлад с самим собой. Понятно, что люди боятся это делать, как философски, так и морально; поэтому - еще чаще, чем в переходе в противоположность, - они пытаются искать выход в судорожном отстаивании прежней позиции. […] Однако сопутствующие симптомы – косность, окаменение, ограниченность, нежелание «ревнителей старины» (здесь у автора по латыни, я же сразу дала перевод из сноски) идти в ногу со временем – безрадостны, даже вредоносны…»

«Если хочешь наблюдать природу в ее подлинном своеобразии, не следует пытаться что-либо ей подсказывать»

«Сновидения содержат в себе образы и мыслительные взаимосвязи, которые мы не производим осознанным намерением. Они возникают спонтанно, без нашего содействия, и тем самым представляют собой непроизвольную психическую деятельность. Поэтому сновидение есть, собственно, в высшей степени объективный, так сказать, естественный продукт психики, вследствие чего от него можно ожидать по меньшей мере ссылок и намеков на некоторые основные тенденции душевного процесса. Но поскольку процесс психической жизни – как и всякий жизненный процесс – есть не просто каузальный ход событий, но и еще финально ориентированный, целесообразный ход вещей, то от сновидения, которое есть не что иное, как самоотображение процесса психической жизни, можно ожидать показаний об объективной обусловленности, так же как и об объективных тенденциях»

«…Понятие бога – совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании бога. […] идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует повсюду, если не осознанно, то по крайней мере бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. […] Сколь бы прекрасным и совершенным по праву ни считал человек свой разум, он точно так же вправе быть уверенным, что разум – это всего лишь одна из возможных функций, соответствующая лишь одной стороне мировых феноменов. […] […] Мы имеем похвальное и полезное к тому, чтобы по возможности искоренить в нас и вне нас хаос иррационального. В этом процессе мы, по видимости, немало преуспели. Один душевнобольной мне однажды сказал: «Господин доктор, сегодня ночью я продезинфицировал сулемой все небо и при этом не обнаружил никакого бога». Нечто подобное происходило и с нами. […] Иррациональное не должно и не может быть искоренено. Боги не могут и не должны умереть»
Tags: К. Юнг, из прочитанного, о прочитанном
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments