kudesnica27 (kudesnica27) wrote,
kudesnica27
kudesnica27

  • Mood:

Из старых записей: о Р. Киплинге.

Начала "копать" свои записи с совсем старого блога. Решила: некоторые вполне могут быть интересны и здесь. Итак, о "Киме".

О романе Р.Киплинга «Ким».
«Ким отпарировал старинной поговоркой:
- Я сменю и веру, и постель, но оплатишь это ты».
(Из романа).


Началось все с того, что я увидела эту книгу, валявшейся на одной из полок «Фикс –прайса» среди всякого барахла, и, немного удивившись, как ее сюда занесло, конечно, не смогла пройти мимо и купила, решив перечесть. Я ее уже читала. Было это давно, еще в школе, но воспоминания остались яркие. Более того, в то время этот роман определил мою любовь к творчеству Киплинга, и в дальнейшем я читала и его рассказы, и стихи - и всё с удовольствием.
Сейчас, перечитав, поняла, что это одно из тех редких произведений, которое с равным впечатлением читаешь спустя многие годы – я вновь «погрузилась» в повествование, что в последнее время со мной случается крайне редко. Мне было интересно, «вкусно» и «сочно» читать эту книгу. Полагаю, дело тут не столько в приключенческом жанре (кстати, то издание, что у меня, входит в серию «Классика жанра. Детектив», я детективом этот роман никогда бы не назвала), и не в замечательном главном герое – мальчике –шпионе, полуевропейце-полуазиате. Главное в романе – это Индия, и талант автора в ее изображении. Яркая, пыльная, солнечная, страна пряностей и болезней, смешения народностей, языков, вероисповеданий, нищих и раджей, целителей и шарлатанов и т.д., и т.д. (читайте роман)…
Вторая очень важная нить в романе – духовное искание. И мне здесь было интересно не столько даже искание Ламы, сколько самоопределение Кима. («Во всей Индии нет человека такого одинокого, как я. Если я сегодня умру, кто расскажет об этом… и кому? Если я останусь жив и если бог милосерден, голова моя будет оценена, ибо я Сын Талисмана, - я, Ким. Кто такой Ким… Ким… Ким?»). Да и другие герои достаточно интересны в этом смысле.
И третью важную составляющую романа я бы определила как человеколюбие. Это добрый роман. («Я не собака, и не змея, чтобы кусать, когда научился любить»).

Несколько отрывков:

«- Что я такое? Мусульманин, индус, джайн или буддист? Это орех, который трудно раскусить.
-- Ты, несомненно, неверующий и потому будешь осужден. Так говорил мой закон, или, кажется, что так. Но ты также мой маленький Всеобщий Друг, и я люблю тебя. Так говорит мое сердце. Вопрос о верах похож на вопрос о лошадях. Умный человек знает, что лошади хороши, что они всегда могут принести прибыль; а что касается меня, то хотя я хороший суннит и ненавижу шиитов, я думаю то же о всех верах. Ясно, что кобыла из Каттивара, взятая с песчаных мест своей родины и перенесенная на запад от бенгальских поселений, ни даже балкский жеребец (а нет ничего лучше этих лошадей, если только они не слишком тяжелы) не имеют никакой цены в больших северных степях в сравнении с теми белоснежными верблюдами, которых мне доводилось видеть. Поэтому я и говорю в душе -- веры похожи на лошадей.
-- Но мой лама говорил совсем другое.
-- О, он первый мечтатель и сновидец. Сердце мое немного гневается на тебя, Всеобщий Друг, за то, что ты придаешь такую цену малоизвестному человеку.
-- Это правда, хаджи. Но я вижу, чего он стоит, и меня влечет к нему.
-- А его к тебе. Сердца похожи на лошадей. Они приходят и уходят без удил и шпор[…]».

« -- Ай! Хотя кровь и облегчила мою голову, она все же стучит и шумит, а вокруг шеи точно надета веревка.
-- Ничего удивительного. Удар был сильный. Пусть тот, кто нанес его...
-- Не будь страстей у меня самого, не случилось бы ничего дурного.
-- Что же случилось дурного? Ты спас сахибов от смерти, которую они сто раз заслужили.
-- Урок не понят как следует, чела. -- Лама лег на сложенное одеяло, а Ким продолжал обычные вечерние занятия. -- Удар был только ударом тени против тени. Настоящее же зло в том, -- ноги устают у меня в последние дни -- что он встретил зло во мне: гнев, бешенство и желание отплатить за зло. […]»

«- Я кое-что видела в этом мире, - говорила она, глядя на заставленные едой подносы, - а в нем только два рода женщин: одни отнимают силу у мужчин, другие возвращают ее. […]»

« На маленьком холме в полумиле от дома, где молодое банановое дерево возвышалось, словно наблюдательный пункт над только что вспаханными полями, стояла пустая повозка. Веки Кима, обвеваемые мягким воздухом, отяжелели к тому времени, как он приблизился к ней. Почва была покрыта хорошей, чистой пылью -- не новой зеленью, которая, живая, уже находится на полпути к смерти, но полной надежды пылью, заключающей в себе семя всей жизни. Он чувствовал ее между пальцев ног, ощущал ее ладонями рук и всеми суставами и с восторженным вздохом растянулся под тенью повозки с деревянными осями. И Мать-земля оказалась так же верна, как сахиба. Она обвевала его своим дыханием, чтобы восстановить равновесие, потерянное им в то время, когда он лежал на койке, лишенный ее целительного прикосновения. Его голова беспомощно лежала на ее груди, а раскинутые руки отдавались ее силе. Развесистое дерево над ним и даже мертвый, пострадавший от человеческой руки лес вблизи лучше его самого знали, чего он искал.»

P.S. При поиске цитат я вновь столкнулась с проблемой разных переводов, и отрывки в моем посте даны из разных источников. Я использовала и перевод М. Клягиной-Кондратьевой ( печатное издание), и перевод Репиной А.П. с сайта http://az.lib.ru/k/kipling_d_r/text_0060.shtml
Tags: Р. Киплинг
Subscribe

  • И тиканье

    часов прохладным летним утром несёт в себе покой, что с вечностью роднит. И страшно от того, что будто почему-то не знаешь, не смекнёшь, как новый…

  • Видели

    , как коровы вечерний променад совершают? Я вчера наблюдала, и вам сейчас покажу)) Тут они далековато, но живописной пёстрой полосой стоят))…

  • Стала

    я какая-то ленивая, томная вся... Даже не фотографирую! Цветов уже тьма тьмущая отцвела. Вот и акация белая - тоже: То ли солнце на меня так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments