kudesnica27 (kudesnica27) wrote,
kudesnica27
kudesnica27

Categories:

О пьесах Б. Шоу

Я читаю сейчас не так много, и чтение редко сильно увлекает меня – так, чтобы уводило в текст с головой и доставляло настоящее удовольствие, когда хочется пищать от восторга. Поэтому и отзывы о книгах я пишу теперь довольно редко, но сегодня напишу.
Попался мне сборник пьес Б. Шоу в руки. Я читала их раньше, но то было очень давно и в памяти осталось не так много – что читается хорошо, и местами – смешно. «Пигмалиона», конечно, помнила хорошо, но это благодаря мюзиклу «Моя прекрасная леди», который и в театре когда-то смотрела, и фильм с О. Хепберн – неоднократно. В сборнике, кроме вышеназванной пьесы еще три: «Профессия миссис Уоррен», «Цезарь и Клеопатра» и «Дом, где разбиваются сердца».
«Профессия миссис Уоррен» показалась мне скучноватой. Наверное, для своего времени это был прорыв – остросоциальная пьеса на злобу дня. Такие пьесы очень любит критика. И сегодняшний день – не исключение. Я в свое время интересовалась пьесами, которые входят в шорт-листы драматургических конкурсов, так вот – именно такие и побеждают, как правило. Но я не пойду их  смотреть в театр – я и так знаю, как всё плохо в этом мире, и мне не нужно показывать это еще и со сцены. Если в былые времена подобные произведения и решали что-то, вызывая полемику в обществе, открывая публике то, что замалчивалось, сейчас социальные пьесы ничего не решают. Побывала я когда-то на одном таком представлении, и, выходя из театра, моя подруга, с которой мы совершили этот культпоход, очень верно заметила: «Мне расслабиться хотелось, а меня еще больше в мои проблемы погрузили». И какой же смысл в сием действе? Одно только раздражение. Всё-таки, кроме вопросов должны быть и попытки ответов, кроме макания в грязь – и путь к радости. А то выходишь из театра и радуешься, что ты оттуда вышла, и времени потраченного жаль. Но я отвлеклась от Б. Шоу. На его творчество мне времени было не жаль – написано-то очень хорошо, просто данная пьеса пришлась «не по мне».
«Цезарь и Клеопатра» - оригинальная вещь. В том смысле, что данных исторических персонажей я себе иначе привыкла представлять. Рекомендую  к прочтению, потому что интересны и герои, и сюжет. Хотя пьеса и кажется реалистичной, на мой взгляд, автор, всё же, романтизировал своего главного героя, достигшего в своей славе прямо-таки буддистского просветления.
«Пигмалион» - прекрасен, конечно же, но, надо заметить, что у Шоу конец не столь романтичен, как в фильме. Я почему-то только теперь обратила на это внимание. Автор хотел, по-моему, изобразить некий идеал счастья эмансипированной женщины – смелой, умной, образованной, не обращающей внимание на условности – не влюбленной, не жены, но просто подруги. Для своего времени, опять же, такой идеал – как свет в окошке, но вот беда: сейчас-то мы знаем, что, несмотря на всю нашу эмансипированность, женщина чувствует себя счастливой, как правило, лишь тогда, когда ее любят…
А вот «Дом, где разбиваются сердца»… - эту пьесу я смаковала, как конфетку.Именно она побудила меня написать сей длинный пост. Я ее читала лет семнадцать назад, мне и тогда понравилось, чувствовалась близость к Чехову, которого я всегда любила и на которого имеется прямая отсылка у Б.Шоу, ведь подзаголовок гласит: «Фантазия в русском стиле на английские темы». Но «распробовала» я ее только сейчас. Какие герои! В капитана Шотовера и миссис Хэшебай я прям-таки влюбилась ;)) По духу эта история похожа на сказки Кэролла, только в ней нет сказочных персонажей, и все герои – взрослые люди, но абсурда, юмора, иронии, игры слов и мысли в ней не меньше. «Все мы спятили» - говорит миссис Хэшебай, всё равно, как Чеширский Кот.
Немного цитат к размышлению на досуге:
«Мужчины думают, что мир потерян для них, и действительно теряют его. А кто вершит дела в этом мире? Мужья сварливых и пьяниц; мужчины, у которых сидит заноза в теле»;
«Интерес человека к миру – это просто переизбыток его интереса к самому себе»;
«Я не позволял страху смерти управлять моей жизнью. И наградой мне было то, что я жил. А вот вы позволяете, чтобы страх перед бедностью управлял вашей жизнью. Этим вы достигнете того, что вы будете есть, а жить вы не будете»;
«Пусть человек за день выпьет хоть десять бочек рома, он не пьяный шкипер, пока он ведет свой корабль. Пока он не сбивается с пути, стоит на мостике, держит руль – он не пьяница. А вот человек, который лежит у себя на койке, доверившись провидению, - вот этого я называю пьяным шкипером, хоть он, может быть, ничего не пил, кроме воды из реки Иорданской».
А закончить я хочу фразой, сказанной Гесионой (миссис Хэшебай) на обвинение в несерьезности и «сюсюканье»:
- […] я должна предупредить вас, что когда я не сюсюкаю, не целуюсь, не смеюсь, то я только об одном думаю: сколько еще я могу выдержать в этом проклятом мире, наполненном жестокостью».
Я вот тоже думаю: лучше уж целоваться, смеяться, пить ром и читать пьесы, вызывающие улыбку, не правда ли? ;))
Tags: Б.Шоу, о прочитанном
Subscribe

  • Объявляю

    сегодняшний день праздником!)) Назову его - День мечты)) Ибо ровно год назад я, запинаясь и заикаясь, представила вам здесь свою роман-сказку)) Это…

  • В этот день 7 лет назад

    меня волновало чудо)) В маленьком, моём, масштабе под названием "вдохновение") ЖЖ любезно мне напомнил, а вы, думаю, без труда…

  • Поехала по делам

    в центр сегодня, но погода была такая замечательная, что я сделала большой крюк... Потеряла много времени, но приобрела массу снимков))) Сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments